Герой дня - Виктория Преснякова
Сегодня герой дня у нас - Виктория Преснякова, исполнительный директор СРО Ассоциация независимых аптек, кандидат фармацевтических наук.
Расскажите немного о себе, как вы пришли в фармбизнес?

На фармацевтический рынок я пришла в конце 90х., с самого начала его формирования. У меня была возможность получить опыт в самых разных его направлениях, понять изнутри бизнес-процессы и их структуру. Я работала в аптечном ритейле, в представительствах мультинациональных компаний, руководила продажами, маркетинговыми исследованиями, консалтингом, обучала персонал. Можно сказать, что я росла и менялась вместе с рынком.

Я преподаватель высшей школы, сертифицированный коуч и бизнес тренер. Рано начала академическую преподавательскую деятельность, занималась наукой. Но всегда была практиком, объединяла опыт и обучающие программы, чтобы донести до аудитории самые важные вещи.

Я провизор, кандидат фармацевтических наук. Но всегда стремилась к новым знаниям и сама. В моем багаже несколько дополнительных высших – экономика, управление бизнесом и практический маркетинг. Множество сертификатов, разнонаправленных тренингов и курсов.

Большой путь

Большой путь. Прошёл он незаметно, но насыщенно и не скучно. Когда начинаешь об этом рассказывать, понимаешь, что на самом деле пройдено и сделано много.


Руководящая должность не обходится без стрессов. Как снимаете - спорт, путешествия, хобби?

Действительно, современная жизнь насыщена стрессом, но, когда занимаешься любимым делом, работой, которая доставляет удовольствие, это само по себе даёт дополнительные силы двигаться вперёд. Я представляю Ассоциацию независимых аптек, за моей спиной стоит региональный средний и малый аптечный бизнес. Мы очень много общаемся, много проводим времени вместе. Я знаю, чем они живут, когда действительно им нужна поддержка, помощь, когда нужно направить коллег на путь достижения более высокого уровня сознания. Всё это не даёт расслабиться и предаёт веру.

Я люблю путешествия и общение. Работа располагает к ним: у нас много бизнес поездок. В самых разных уголках страны я принимаю участие в отраслевых мероприятиях. Это и конференции, и семинары, и круглые столы. В таких поездках всегда есть место неформальному общению и приятным встречам. Много я путешествую вместе с семьёй. Нахожу время и на спорт, в основном это плавание. И, конечно, это духовное развитие и медитация. Не могу сказать, что у меня на всё хватает времени, но всё это точно присутствует в моей жизни.


Фармотрасль вступила в эпоху цифровизации, искусственного интеллекта и т.д. Есть какие-либо нововведения в ваших аптеках?

На самом деле цифровизация в аптеки пришла давно и прочно. Это и ЭДО, онлайн кассы, IT сопровождение, новые программные продукты (ПО), справочники и планшеты с информацией для покупателя, моноблоки со списком ЖНВЛП. Аптеки могут просматривать движение препарата, аналитику и статистику. Даже чат - боты работают, в основном, конечно, в крупных сетях и в маркетинговых объединениях.

Возьмите ту же самую маркировку или дистанционную торговлю, аптечные сайты - всё это цифровизация.

Что не очень прижилось - это роботизация аптек. Есть роботы, которые были разработаны для аптек, есть возможность их приобрести, но аптеки, которые их используют, утверждают, что роботы не удобны и не окупаются. Человеческое общение, и статус провизора нельзя заменить роботом.

Несмотря на все технологии, аптека продолжает оставаться социальным объектом, и потребитель по-прежнему приходит в аптеку в том числе и за квалифицированным консультированием.

IT решений для аптек достаточно много. Аналитические и управленческие системы, омниканальность, - всё это будет развиваться и в будущем. Аптека уже сейчас не такая, как была, например, 10 лет назад, или даже 5 лет назад. Прогресс не остановить и скоро мы увидим совсем другой аптечный ритейл.

Фармацевтический бизнес ограничен этическими и социальными нормами. Аптеки, особенно в регионах, очень консервативны. Им трудно переходить на новые формы работ, тем не менее, мы идём в ногу со временем.


Я слышала, что у ФАПов есть проблемы, например, взять ту же самую маркировку. Оснастить фельдшерско-акушерский пункт достаточно сложно, и многие их закрывают.

На самом деле с ФАПами очень много нерешенных вопросов. И связаны не столько с маркировкой. ФАПы лишены возможности нормального лекарственного обеспечения население отдаленных регионов. Для этого нужно иметь розничную лицензию, получение которой практически невозможно для них сегодня. Не буду подробно останавливаться на всех коллизиях, скажу только, что проблема замечена на уровне государства и есть предложения упростить процедуру получения лицензии ФАПам, чтобы они не использовали «серую» схему. Сейчас зачастую сотрудники ФАПа собирают списки пожеланий, сами идут в аптеку в районном центре, собирают заказ и в сумке привозят, тут уж не до цифровизации.


В продолжении темы цифровизации - НМО, обучение для первостольников. Организовываете ли платформы для образования, повышения квалификации для фармацевтов, провизоров?

Сейчас практически всё обучение провизоров перешло на дистанционную форму. Есть НМО, аккредитация и всё это дистанционно. На рынке достаточно много провайдеров, предлагающие самые разные обучающие программы. Обучение аптечных специалистов – это в любом случае непрерывный процесс. И сегодня все его направления развиты и развиваются.

На обучающей платформе вы объединяете производителей? Только по препаратам или есть какие-то новшества?

Конечно, много времени уделяется препаратам и новым продуктам. Тем не менее, провизоры и фармацевты обучаются новым методам продаж, коммуникациям, конфликтологии. Большое внимания уделяем регуляторике, нормативно-правовой базе. Введение маркировки также требует глубокого погружения и это достаточно трудоёмкий процесс. В первую очередь необходимо обучить IT-специалистов, заведующих аптек, затем первостольников и фармацевтов.


Платформ очень много на нашем рынке, и мы задались вопросом - чтобы хотел видеть руководитель аптеки для обучения своих сотрудников, на платформе? Какие-то темы, дополнительные функции в платформе, беру на вооружение ваш совет.

Да, конечно, мы, как СРО Ассоциация независимых аптек, уделяем этому большое значение. Мы сотрудничаем в первую очередь с ГК АСНА. Также с СПГХФУ, с обучающим центром по маркировки ЛС Track & Trace Educational Center и другими провайдерами.

Что просят аптеки? В первую очередь аптеки интересуются НМФО, его стандартами и изменениями, которые происходят сегодня. Из системы убрали тестирование. И фармацевты искренне поддерживают эту инициативу. Тем не менее по НМФО сегодня остаётся масса вопросов, на которые наши регуляторы не всегда дают ответы.

Аптеки, по-прежнему, интересуют новые алгоритмы продаж, стандарты и особенности работы с БАДами и медицинскими изделиями. Большой интерес вызывают различные приложения для работы.



Интернет - аптеки, крупные агрегаторы OZON, MAIL и т.д. По Вашему мнению, это конкуренты или помощники вашему бизнесу? Многих беспокоит вопрос, как же будет Почта России заниматься доставками?

Принят законопроект во II чтении, на это ушло почти 3 года. Это хорошая новость. Закона о дистанционной торговле мы ждали долго, и сейчас больше всех ликуют агрегаторы и маркетплейсы. А у нас остаётся много вопросов.

Да, аптеки переживают. По моему мнению поводов для волнения нет. Мировой опыт показывает, что в онлайн-продажи и доставки никогда не перейдёт много покупателей, максимум 10 - 20 %. А кроме того, любая доставка стоит денег. OZON же хочет заработать на доставке, иначе зачем они за это борются?

Представьте, бабушка в деревне закажет ибупрофен, или цитрамон. Захочет ли она платить за доставку цену большую, чем само лекарство? Маловероятно.

Сейчас многих привлекает аптечный бизнес. Почта России попробовала открыть у себя аптечные пункты в нескольких областях. Столкнувшись воочию с нашим бизнесом, запал прошел. Они решили остановиться на доставке в регионы.

Аптечный ритейл жестко регламентируется и по ассортименту, и по наценкам, и цене. Требует большого погружения и особого внимания. При этом должен держать высокую социальную планку. Высокопрофессионален и этичен. Если описывать все сложности займет не одну страницу.

Так что бояться конкуренции не стоит. А вот развиваться и не останавливаться на достигнутом – это правильный вектор.

При решении в пользу онлайн торговли, мы добиваемся того, чтобы все были в одинаковых условиях. Дистанционную продажу должны осуществлять организации, имеющие лицензию на розничную торговлю. Доставку RX –препаратов должны осуществлять фармацевтические и медицинские работники. Специалисты Почты России, как социальные работники могли бы осуществлять доставку в отдаленные районы, это было бы отличное решение. Как другие планируют осуществлять доставку, мне непонятно.

При выписывании рецепта ответственность на враче, при отпуске на провизоре. С кого мы спросим за доставку ЛП? С курьера? У него нет ни социальной, ни профессиональной ответственности.




За рубежом есть такая практика, что доставка препарата из аптеки возможна, но услуга платная. Если доставку осуществляет фармацевт, устанавливается определённая сумма, условно 9 евро, если же провизор, заведующая, то сумма выше. Час пик или срочная необходимость, соответственно чуть дороже. Как вы думаете у нас такая практика возможна?

Это правильно. Такая возможность должна быть, и как дополнительная услуга должна стоить денег. В наших условиях это дополнительная плата вернёт большую часть покупателей в аптеки. Предполагаю, что в ближайшее время полностью в онлайн мы не уйдём, это моё профессиональное мнение. Онлайн продажа и доставка должны быть, и иногда удобны, подчеркиваю - иногда.




Маркировка. Готовы ли ваши аптечные сети? Все ли аптеки подключились к системе МДЛП?

На самом деле подготовка ведется. Но проблем остаётся много. У нас по всей России чуть больше половины аптек зарегистрированы в системе МДЛП. Вопрос в том, что быть зарегистрированным в системе и быть готовым к маркировке, это абсолютно разные вещи. Финансовые вливания, приобретение оборудования и ПО, необходимость организации дополнительного рабочего места, - это достаточно долгий и непростой процесс. И не все аптеки с ним справились. Аптечному учреждению наверняка потребуется дополнительная штатная единица, обучение сотрудников.

Вспомним, что маркировка повлекла за собой изменения и в налогообложении. Аптеки, до сих пор не перестроились. На все вопросы нам до конца ответ так и не дан. Могут ли они до конца года остаться на ЕНВД? Многие переходят на упрощённую систему налогообложения. И здесь тоже вопросы. Не говоря уже о том, что часть бизнес –процессов самой маркировки и юридических вопросов, её сопровождающих остаётся не закрытыми.

Обучение мы проводили и проводим. Но главные вопросы возникнут после того, как система заработает. Моё мнение, что в связи с кризисом и ситуацией повышенной готовности, мы должны перенести введение обязательной маркировки на 2021 год. Слишком велики риски.



Какие инструменты необходимы первостольнику для работы на рабочем месте? Приложение, программы, сайты или платформы?

В первую очередь, это законодательная база, обновления приказов и постановлений. Нужен сервис, удобный для работы. Забраковка, маркетинг, об этом конечно же заботится головной офис, но интересно работать на единой платформе. Информация по отмене госрегистрации препаратов приходит от поставщиков, но если она была бы объединена с вышеуказанными пунктами - это было бы удобно.




В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусом, какие меры и действия предприняты, чтобы обезопасить сотрудников от заражения?

По специальному распоряжению в аптеках выполняются: регулярная обработка поверхностей, уборка дезсредстами утром и вечером, измерение температуры сотрудникам, сами первостольники должны быть в масках.

Поток людей увеличился, аптеки работают в сложных условиях кризиса. Я всегда говорю, что нужно бережно относиться к провизорам, они находятся на переднем крае, работают непосредственно с населением, и не всегда со здоровыми людьми.

В последнее время на аптеки со всех сторон было определенное давление. Имидж профессии страдал, падало и уважение к себе самих фармацевтов. Сегодня, в непростой ситуации повышенной готовности ситуация изменилась. Люди приходят в аптеку за советом и консультацией.

Повторюсь, что аптека –это прежде всего, объект социальной сферы. И мы ждем понимания от населения, а от государства не только жесткого регулирования, но и поддержки.




Подпишись
Подпишись на рассылки журнала "Доктор на работе" и ты больше никогда не пропустишь свежие новости медицины.
Сайтом управляет ООО «Доктор на работе» (ОГРН 1107746240876).
Телефон/факс: +7 (495) 744-04-91
Адрес: 127055, Москва, улица Новослободская, дом 41, бизнес-центр Чайка Плаза 7.

По всем вопросам свяжитесь с нами по форме обратной связи