Фармотрасль вступила в эпоху цифровизации, искусственного интеллекта и т.д. Есть какие-либо нововведения в ваших аптеках?
На самом деле цифровизация в аптеки пришла давно и прочно. Это и ЭДО, онлайн кассы, IT сопровождение, новые программные продукты (ПО), справочники и планшеты с информацией для покупателя, моноблоки со списком ЖНВЛП. Аптеки могут просматривать движение препарата, аналитику и статистику. Даже чат - боты работают, в основном, конечно, в крупных сетях и в маркетинговых объединениях.
Возьмите ту же самую маркировку или дистанционную торговлю, аптечные сайты - всё это цифровизация.
Что не очень прижилось - это роботизация аптек. Есть роботы, которые были разработаны для аптек, есть возможность их приобрести, но аптеки, которые их используют, утверждают, что роботы не удобны и не окупаются. Человеческое общение, и статус провизора нельзя заменить роботом.
Несмотря на все технологии, аптека продолжает оставаться социальным объектом, и потребитель по-прежнему приходит в аптеку в том числе и за квалифицированным консультированием.
IT решений для аптек достаточно много. Аналитические и управленческие системы, омниканальность, - всё это будет развиваться и в будущем. Аптека уже сейчас не такая, как была, например, 10 лет назад, или даже 5 лет назад. Прогресс не остановить и скоро мы увидим совсем другой аптечный ритейл.
Фармацевтический бизнес ограничен этическими и социальными нормами. Аптеки, особенно в регионах, очень консервативны. Им трудно переходить на новые формы работ, тем не менее, мы идём в ногу со временем.